ГЛАВНАЯ
О ПРОЕКТЕ
НОВОЕ
СТАТЬИ
АВТОРЫ
ФОРУМ
РЕСУРСЫ
КОНТАКТЫ
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ГАРМОНИИ И КРАСОТЫ В ПРИРОДЕ И ИССКУСТВЕ
Объективные предпосылки выявления эстетически значимых форм по методу Гальтона
тезисы доклада для конференции в рамках международного смотра-конкурса дипломных проектов архитектурно-дизайнерских школ (Новосибирск)




Часть первая

К вопросу об объективной оценке эстетической значимости объектов природы и искусства


А.В.Радзюкевич

Н.Н.Столяров

Ф.А.Гузев

В.Н.Никитин


Посвящается нашему Учителю В.И.Сазонову



«Сотри случайные черты - и ты увидишь: мир прекрасен»

Александр Блок



Гармония мира не знает границ..

БГ




Скользкая тема измерения красоты и поиска неких тайн гармонии имеет богатую историю. Основоположниками научного измерения красоты, как правило, считаются немецкие исследователи второй половины 19-го века Адольф Цейзинг и Густав Фехнер, которые в результате различных статистических измерений выдвинули гипотезу об эстетической значимости пропорции «золотого сечения». Гипотеза произвела такое большое впечатление на специалистов, что практический весь 20-й век был посвящен поискам и нахождению «золота» буквально во всех объектах, как природы, так и искусства. Было издано огромное количество исследований. Гипотеза «золотого сечения» стала восприниматься как теория, обосновывающая «законы красоты».

Из огромного множества работ о «золоте» особняком стоит работа Я.Д.Гликина «Методы архитектурной гармонии» изданной более 40 лет назад (1979). В целом, она мало чем отличается от исследований других многочисленных сторонников золотого сечения, но в ней есть один интересный момент, который все это время оставался для нас загадкой. Гликин приводит результаты научно-исследовательской работы специалистов из Ростокского института психологии, проведенной еще в 30-е годы прошлого века в Германии (Katz W.Zwölf Gesichter in Einem. Kölnische illustrierte Zeitung. October, 1932). Работа была основана на методе создания многослойных портретов с последовательной фотопечатью индивидуальных портретов при строгом фиксировании их по зрачкам глаз. Несмотря на то, что статистический охват была весьма скромный (12 девушек и 10 парней) результаты получились весьма впечатляющими. Полученные суммарные портреты оказались весьма красивыми.



Этот неожиданный факт до сих пор практически никто не мог оспорить. Разумеется, красота лиц оказалась несколько стерильной, но объективно она действительно присутствует. Особенно это бросается в глаза, когда смотришь на исходные портреты, большинство из которых трудно назвать красивыми. Я.Д.Гликин никак не смог связать этот факт с «золотым сечением». Он только констатировал, что метод суммарных портретов позволил выявить некую скрытую гармонию. Недавно мы вновь вернулись к этой теме и обнаружили, что данный метод имеет весьма богатую и результативную историю. К нашему удивлению этот метод был разработан и апробирован еще в 1878 году английским ученым Френсисом Гальтоном. Метод был основан на том, что фотографические изображения объединяются по двум реперным точкам – зрачкам глаз. Как будет показано далее, метод имеет настолько большой потенциал, что мы решили привести здесь портрет самого Френсиса Гальтона



С 70-х годов прошлого века антропологами МГУ (О.М. Павловский, И.В. Перевозчиков, А.М. Маурер и др.) проведено некоторое количество исследований на основе метода Гальтона. Предполагая, что в данной сфере науки все велосипеды уже изобретены, мы, все же, попытались проверить метод суммарных фотографий из чистого любопытства. Тем более,что мы по факту являемся учеными-любителями со статусом "сам себе агент и самодержец". В качестве исходного материала мы взяли из интернета портреты с помощью поиска по картинкам в поисковой системе Яндекс по запросу «фото на паспорт». Из предложенных изображений были взяты первые попавшиеся фотографии в анфас. В эксперименте были использованы две выборки примерно по 50 фотографий лиц женского пола и две выборки по 50 фотографий лиц мужского пола. Необходимо отметить, что наш метод отличается от метода Гальтона. Мы не использовали зрачки глаз в качестве реперных точек. Проведя некоторый предварительный перебор вариантов, мы остановились на выборе двух реперных линий – по уровню внутренних уголков глаз и по линии нижнего края подбородка. В качестве еще одной реперной линии была использована вертикальной направляющей по оси симметрии лица.



Полученные массивы фотографий были выставлены в программе Photoshop в один файл по слоям и выровнены в одном масштабе по реперным линиям. Затем всем слоям с изображениями лиц была присвоена прозрачность в 1-2%. После этого все слои были объединены и растиражированы с наложением друг на друга до исчезновения прозрачности. В результате у нас получились усреднённые лица каждой из выборок фотографий лиц.



Мы апробировали также другой способ получения суммарной фотографии, который состоит в том, что всем слоям был присвоен эффект Soft Light, в результате чего были выявлены зоны изображений по яркости с последующим усреднением лиц.

Результатом проведенного графоаналитического эксперимента можно считать то, что при использовании в разных выборках фотоизображений лиц одного пола и одной расы, но совсем непохожих друг на друга, при усреднении получаются практически идентичные лица. При уменьшении количества изображений в выборке усредненное лицо похоже на фотографии из выборки. При увеличении изображений в выборке, усреднённое лицо стремится к некоторой константе и не похоже ни на одну из фотографий из выборки. Получение суммарного портрета из 5 случайных фотографий:




Получение суммарного портрета из 10 случайных фотографий:



Суммарный портрет из 20 случайных фотографий:

Суммарный портрет из 50 случайных фотографий:



Первая выборка из 54 случайных фотографий женских лиц