ГЛАВНАЯ
О ПРОЕКТЕ
НОВОЕ
СТАТЬИ
АВТОРЫ
ФОРУМ
РЕСУРСЫ
КОНТАКТЫ
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ГАРМОНИИ И КРАСОТЫ В ПРИРОДЕ И ИССКУСТВЕ
Объективные предпосылки выявления эстетически значимых форм по методу Гальтона
тезисы доклада для конференции в рамках международного смотра-конкурса дипломных проектов архитектурно-дизайнерских школ (Новосибирск)




Часть первая

К вопросу об объективной оценке эстетической значимости объектов природы и искусства


А.В.Радзюкевич

Н.Н.Столяров

Ф.А.Гузев

В.Н.Никитин


Посвящается нашему Учителю В.И.Сазонову



«Сотри случайные черты - и ты увидишь: мир прекрасен»

Александр Блок



Гармония мира не знает границ..

БГ




Скользкая тема измерения красоты и поиска неких тайн гармонии имеет богатую историю. Основоположниками научного измерения красоты, как правило, считаются немецкие исследователи второй половины 19-го века Адольф Цейзинг и Густав Фехнер, которые в результате различных статистических измерений выдвинули гипотезу об эстетической значимости пропорции «золотого сечения». Гипотеза произвела такое большое впечатление на специалистов, что практический весь 20-й век был посвящен поискам и нахождению «золота» буквально во всех объектах, как природы, так и искусства. Было издано огромное количество исследований. Гипотеза «золотого сечения» стала восприниматься как теория, обосновывающая «законы красоты».

Из огромного множества работ о «золоте» особняком стоит работа Я.Д.Гликина «Методы архитектурной гармонии» изданной более 40 лет назад (1979). В целом, она мало чем отличается от исследований других многочисленных сторонников золотого сечения, но в ней есть один интересный момент, который все это время оставался для нас загадкой. Гликин приводит результаты научно-исследовательской работы специалистов из Ростокского института психологии, проведенной еще в 30-е годы прошлого века в Германии (Katz W.Zwölf Gesichter in Einem. Kölnische illustrierte Zeitung. October, 1932). Работа была основана на методе создания многослойных портретов с последовательной фотопечатью индивидуальных портретов при строгом фиксировании их по зрачкам глаз. Несмотря на то, что статистический охват была весьма скромный (12 девушек и 10 парней) результаты получились весьма впечатляющими. Полученные суммарные портреты оказались весьма красивыми.



Этот неожиданный факт до сих пор практически никто не мог оспорить. Разумеется, красота лиц оказалась несколько стерильной, но объективно она действительно присутствует. Особенно это бросается в глаза, когда смотришь на исходные портреты, большинство из которых трудно назвать красивыми. Я.Д.Гликин никак не смог связать этот факт с «золотым сечением». Он только констатировал, что метод суммарных портретов позволил выявить некую скрытую гармонию. Недавно мы вновь вернулись к этой теме и обнаружили, что данный метод имеет весьма богатую и результативную историю. К нашему удивлению этот метод был разработан и апробирован еще в 1878 году английским ученым Френсисом Гальтоном. Метод был основан на том, что фотографические изображения объединяются по двум реперным точкам – зрачкам глаз. Как будет показано далее, метод имеет настолько большой потенциал, что мы решили привести здесь портрет самого Френсиса Гальтона



С 70-х годов прошлого века антропологами МГУ (О.М. Павловский, И.В. Перевозчиков, А.М. Маурер и др.) проведено некоторое количество исследований на основе метода Гальтона. Предполагая, что в данной сфере науки все велосипеды уже изобретены, мы, все же, попытались проверить метод суммарных фотографий из чистого любопытства. Тем более,что мы по факту являемся учеными-любителями со статусом "сам себе агент и самодержец". В качестве исходного материала мы взяли из интернета портреты с помощью поиска по картинкам в поисковой системе Яндекс по запросу «фото на паспорт». Из предложенных изображений были взяты первые попавшиеся фотографии в анфас. В эксперименте были использованы две выборки примерно по 50 фотографий лиц женского пола и две выборки по 50 фотографий лиц мужского пола. Необходимо отметить, что наш метод отличается от метода Гальтона. Мы не использовали зрачки глаз в качестве реперных точек. Проведя некоторый предварительный перебор вариантов, мы остановились на выборе двух реперных линий – по уровню внутренних уголков глаз и по линии нижнего края подбородка. В качестве еще одной реперной линии была использована вертикальной направляющей по оси симметрии лица.



Полученные массивы фотографий были выставлены в программе Photoshop в один файл по слоям и выровнены в одном масштабе по реперным линиям. Затем всем слоям с изображениями лиц была присвоена прозрачность в 1-2%. После этого все слои были объединены и растиражированы с наложением друг на друга до исчезновения прозрачности. В результате у нас получились усреднённые лица каждой из выборок фотографий лиц.



Мы апробировали также другой способ получения суммарной фотографии, который состоит в том, что всем слоям был присвоен эффект Soft Light, в результате чего были выявлены зоны изображений по яркости с последующим усреднением лиц.

Результатом проведенного графоаналитического эксперимента можно считать то, что при использовании в разных выборках фотоизображений лиц одного пола и одной расы, но совсем непохожих друг на друга, при усреднении получаются практически идентичные лица. При уменьшении количества изображений в выборке усредненное лицо похоже на фотографии из выборки. При увеличении изображений в выборке, усреднённое лицо стремится к некоторой константе и не похоже ни на одну из фотографий из выборки. Получение суммарного портрета из 5 случайных фотографий:




Получение суммарного портрета из 10 случайных фотографий:



Суммарный портрет из 20 случайных фотографий:

Суммарный портрет из 50 случайных фотографий:



Первая выборка из 54 случайных фотографий женских лиц


Их суммарный портрет


Вторая контрольная выборка из 61 случайной фотографии

Их суммарный портрет



Итоговый изображения результатов обработки фотопортретов


Подобные результаты были получены при обработке мужских фотопортретов.

Первая контрольная выборка из 52 случайных фотографий


Вторая контрольная выборка из 49 случайных фотографий


Итак, мы видим, что метод суммарного портрета при выборке топологически идентичных портретов позволяет получать:

1 портрет, который является некоторой топологической константой;

2 портрет, который воспринимается как приятный или красивый;

3 портрет, в котором нет каких-либо излишеств (вероятно, по данной методике следует производить отбор желающих в ряды бойцов невидимого фронта).


Предположим, что приятность или красота полученных портретов есть некая закономерность присутствия гармонии, которая из скрытой вдруг становится явной. Очевидно, что мы получаем некую среднестатистическую топологию человеческого лица. Суммирование позволяет сформировать лицо, в котором «стираются» крайности в пропорциях элементов и, следовательно, исчезают раздражающие факторы из-за чего лицо «становится приятным». 

Предположим, что вычисление среднестатистических данных из выборки дает нам некий ключ к гармоничной форме. Проверим это, используя данные из Антропологического атласа, выпущенного ВНИИТЭ в 1977 году. Используем обмерные данные по группе русских студентов (выборка 117 человек). Проверим статистические обмерные данные по портретам. Очень удачно получилось, что линия глаз взята также по внутренним уголкам глаз. Всего по портрету (рисунок взят условный из Антропологического атласа) есть следующие данные:


Сопоставим полученную сетку прямоугольников с полученным выше усредненным мужским портретом



Визуальный анализ показывает высокую степень сходства. Следовательно, метод усредненной фотографии можно расширить до метода средних значений, что, по всей видимости, позволит перейти от «размытых» пятен к точным числовым значениям.






Часть вторая

К вопросу о соответствии между антропометрическими данными и канонами пропорций для художников.



"Да, красота страшная сила. Она становится страшной, когда попадает в руки барыги. Она становится ужасной, когда используется ими для сакрализации права силы. Красота, это цель а не средство.."


Радецкий А.А. "Неизданные письма".






В настоящее время в сфере изучения размеров и пропорций человеческого тела можно обнаружить один парадокс. Имеется два массива исследований, которые практически не пересекаются друг с другом. Один массив предназначен для художников, которые пытаются найти наиболее совершенные пропорции человеческого тела. Другой массив связан с антропометрическими замерами, которые основаны на широких статистических обобщениях и, априори, никак не связан с художественной сферой и какими-либо эстетическими моментами. Единственной сферой художественного творчества, где используются антропометрические данные является эргономика.

Попытаемся выяснить, есть ли какая-либо взаимосвязь между данными массовых замеров и пропорциональными канонами, которые, как считается, описывают особенных, совершенных по форме, людей.


Для первичной проверки воспользуемся данными Антропологического атласа, изданного в 1977 году. По ряду причин, которые будут сформулированы позже, воспользуемся данными по измерению женщин. В нем представлены данные по замер трех групп студентов трех национальностей — литовок, русских и армянок. В среднем, они имеют разную высоту, литовки выше (165,07см), русские ниже (159,52см) и армянки еще ниже (155,41см). По преобладающему большинству пропорциональных канонов пропорций высота фигуры определялась по модулю, которым принималась высота головы. По антропометрическим данным у литовок полная высота стоя равна 7,49 голов, у русских — 7,35 голов и у армянок — 7,12 голов. Очевидно, что в данном случае мы не получаем стабильное значение константы. Принимая во внимание, что основной массив канонов пропорций был зафиксирован в Европе, рассмотрим внимательно антропометрические данные по литовкам, так как других данных по Европе у нас нет. Если выразить основные антропометрические замеры через количество голов, то получится весьма примечательная структура (табл.1).  



Попытаемся провести статистические антропометрическое исследование пропорций женских фигур. Это стало возможным благодаря появлению в Сети множества европейских сайтов на которых выставляются данные по кастингу моделей. Разброс пропорций фигур был весьма велик. Условно мы пока отметили только два параметра крайних значений фигур - по относительной длине ног и по толщине фигуры.






Собрав определенное количество фотографий (120) мы разделили их условно на три группы по полноте фигур и провели графоаналитическое исследование по технологии, апробированной выше на портретах. В качестве реперных точек использовали точки, определяющие высоту туловища фигуры. В результате большой работы в программе Corel Draw, получили суммарные фигуры для каждой группы.


Фигуры полной комплекции



Фигуры средней комплекции



Фигуры худые




Сопоставляя все три полученные совмещенные фигуры, можно субъективно заметить, что они весьма красивы (Венеры) и что у них очень похожи пропорции по вертикали. Кроме того, они топологически очень похожи как сестры-близняшки. И, что уже не так удивительно, есть даже некоторое портретное сходство.





Попытаемся использовать высоту головы в качестве модуля




Сравнивая полученные данные с известными канонами пропорций женского тела, обнаруживаем практически полное тождество



Можно заметить также, что чем полнее фигура, тем относительно короче становится длина ног.




Эта закономерность была неявно зафиксирована еще в 1528 году в трактате Дюрера "Четыре книги о пропорциях".







Полагаем, что имея технологию выявления суммарной формы топологически похожих объектов, теоретически и практически можно проводить конкурс красоты практически без участия какого-либо жюри с его бесконечной субъективностью. Среди моделей мы уже провели такой конкурс (первый в мире). Чтобы не раздувать эту тему до неприлично большого размера, мы выставим результаты этого конкурса в другом месте и в другое время.



Часть третья

Опыт выявления наиболее привлекательной формы из множества топологически идентичных объектов дизайна


"Некрасивые самолеты не летают"

авиаконструктор Алексей Туполев.



Попытаемся апробировать полученную технологию не на природных формах, а на объектах дизайна, например, на формах автомобилей. Единственным условием для подбора таких форм должна быть их топологическая похожесть. Мы собрали в открытом доступе в Сети 40 чертежей боковых видов автомобилей типа седан.



Проведем "конкурс красоты" между формами автомобилей различных фирм и марок.



В качестве реперных точек были использованы оси колес.


В результате использования нашей технологии получилась суммарная матрица контура. Все 40 контуров машин были сопоставлены с этой матрицей и те машины, которые показали наибольшее тождество с матрицей, были выбраны победителями.



Победителями стали два участника конкурса. Машины марки Kia K7 Cadenza (2016) и Toyota Camry (2015).

Конкурс проводился только по соответствию такому параметру как продольный внешний контур в виде 2D полосы.

Очевидно, что для более адекватного анализа следует использовать объемные 3D модели.




Часть четвертая

Некоторые теоретические обобщения


В качестве еще одного объекта искусственного мира рассмотрим формы древнегреческих храмов дорического ордера. Поскольку ордерная система топологически однородна, проведем статистические сопоставления пропорций. Для простоты поисков обобщим пропорции элементов ордера до качественных характеристик:

Колонны – толстые, средние, легкие

Антаблемент – тяжелый, средний, легкий



Используем для анализа 39 объектов дорических храмов Древней Греции и проведем их группировку по пропорциям 






В число «средних» попали реально красивые храмы, имеющие наиболее классические пропорции. Любопытно, что в число «средних» попал Старый Парфенон. Новый Парфенон, тот, который сейчас возвышается на Акрополе, имеет несколько «толстоватые» колонны, а точнее, «узкие» интерколумнии. Сужение интерколумниев произошло, вероятно, в связи с тем, что старый, шестиколонный по торцам храм необходимо было увеличить до восьми колонн. Всего на 11 сантиметров были уменьшены интерколумнии (от 4,40м до 4,29м), а качество пропорции уже изменилось. Храмы, имеющие «среднестатистические» пропорции очень похожи. Приведем изображения некоторых из них:



Мы попытались выявить с помощью калькулятора храм, который имеет средние арифметические пропорции. Им оказался, сохранившийся только в развалинах, храм Геры в Аргосе.

Приводим здесь реконструкцию схемы фасада.

Формально получается, что это самый красивый фасад античного дорического храма



Вот как этот шедевр выглядит в наши дни


И здесь мы вплотную сталкиваемся с проблемой выявления творческого метода архитектора. По всей видимости, главное в работе архитектора не выбор той или иной "идеальной" пропорциональной схемы, а корректировка имеющегося прототипа. "Шлифовка" его пропорций.

Витрувий во второй книге постулирует - "по необходимости следует делать известные сокращения или добавления, но так, чтобы не оставалось ничего желать в этих зданиях. А это достигается врожденною проницательностью, а не только знаниями."


Очень хорошо дополняет этот подход запись в ...поручной записи на постройку Трофимом Игнатьевым Германовой башни и крепостной стены от Старицкой до Германовой башни Иосифо-Волоколамского монастыря:

"..поднять шатер до верхнего чулана три сажени осмериком, а буде покажется высоко и убавить аршин же, а буде ниско прибавить аршин же."


Любопытно посмотреть также на крайние значения античных ордерных систем. Вся «гамма» пропорций распределилась в границах между самым «тяжелым» храмом (Аполлона в Сиракузах) и самым «легким» (Диониса в Пергаме). На рисунке ордера храмов приведены к одной высоте: 



Античный теоретик архитектуры Витрувий в своем трактате «Десять книг об архитектуре» также использует «гамму» вариантов при описании поиска наиболее красивых пропорций расстановки колонн в храмах. Он описывает, что есть Пикностиль с тесно стоящими колоннами (интерколумний равен 3/2 диаметра колонн), есть Систиль, где колонны стоят несколько шире (интерколумний равен двум диаметрам колонн), есть Диастиль, где интерколумний равен трем диаметрам колонн и есть Ареастиль в котором интерколумний содержит более чем три диаметра колонн. Однако, наиболее совершенным, по Витрувию, древние зодчие признали Евстиль в котором в рядовом интерколумнии содержится два с четвертью диаметра колонн, а в центральном интерколумнии содержится три диаметра колонн. Фактически, здесь мы также видим, что в Евстиле присутствуют усредненные пропорции и такая расстановка колонн была зафиксирована Витрувием как наиболее совершенная по своему удобству, красоте и прочности.




Поиск крайних значений очень характерен для художников при нахождении «среднего» значения в качестве «золотой середины» (не в смысле пропорции золотого сечения). Так, например немецкий художник эпохи Возрождения Альберт Дюрер написал целый трактат о пропорциях человеческих тел фиксируя крайние значения и целый ряд промежуточных:



Дюрер честно признавал - «Что такое красота – я не знаю». Тем не менее, он призывал остерегаться чрезмерного. И, что очень важно, он воспринимал красоту через «полезность» - «полезное составляет большую часть прекрасного. Поэтому то, что в человеке бесполезно, то некрасиво». 


Английский художник 18 века Уильям Хогарт также большое значение придавал «крайним значениям» и «полезности» форм. В его трактате «Анализ красоты» приводятся настолько ценные рассуждения по нашей теме, что мы решили привести их целиком. «Кавалерийская лошадь в большей степени наделена силой, чем скаковая; если этот избыток силы первой прибавить второй, то поскольку она прибавит вес в неподходящих частях тела, предназначенных лишь для скорости, конечно, это великолепное качество в известной мере уменьшится и тем самым частично уничтожится то тонкое соответствие, с каким эта скаковая лошадь была создана. Однако подобное добавление придаст ее движению другое качество, превосходящее быстроту, так как она станет более пригодной для того, чтобы двигаться с легкостью в самых разнообразных направлениях, которые так восхищают наш глаз, взирающий на хорошо управляемую военно-кавалерийскую лошадь. В то же время что-то величественное и грациозное добавится к ее фигуре, про которую раньше можно было только сказать, что она обладает изящной стройностью. Это благородное создание занимает первое место среди животных, и это лишь согласуется с закономерностью природы, отметившей наиболее полезное из всех животных также и наибольшей красотой». «Избрав Антиноя как образец, мы предположим, что рядом с ним с одной стороны помещена неуклюжая слоноподобная фигура Атланта, созданная из таких толстых костей и мускулов, которые более всего пригодны для поддержания больших тяжестей, в соответствии с его характером чрезвычайной тяжеловесной силы. Представьте себе с другой стороны стройную фигуру Меркурия, тщательно сформированную и рассчитанную на легкую подвижность, с топкими костями суживающимися мускулами, соответствующими его готовности легко оторваться от земли. Следует себе представить, что обе эти фигуры равного роста, не превышающего шести футов. Установив таким образом крайности, представим себе, что Атлант постепенно сбрасывает с себя определенное количество костей и мускулов, необходимое для достижения легкой подвижности, как бы стремясь к воздушным формам и качествам Меркурия. С другой стороны, представьте себе, что в то же время сухопарая фигура Меркурия увеличивается в равной мере, приобретая в соответствующих местах то, что теряет фигура Атланта. В процессе сближения этих фигур по весу, конечно, можно представить себе, что формы их становятся все более и более сходными, пока в один определенный момент они не станут абсолютно подобны друг другу. А так как это будет точная середина между двумя крайностями, то мы можем заключить, что именно эта фигура и будет правильной формой и точных пропорций, наиболее соответствующих превосходной активной силе или грациозным движениям, подобно Антиною, которого мы рекомендовали представить в своем воображении». «Жокей, который точно знает, какая мышца или кость наиболее соответствуют силе или быстроте лошади, легко представит себе аналогичный процесс; взяв в качестве примера сильнейшую ломовую лошадь и быстрейшего скакуна, он очень скоро придет к выводу, что хороший боевой конь явится серединой между этими двумя крайностями».


Хогарт утверждает, что поиск гармоничной фигуры достижим «посредством превосходного ощущения, которым мы обладаем от природы и которое подсказывает нам, какие определенные количества или размеры частей более всего способны создать наивысшую силу, необходимую для движения либо для поддерживания большого веса. А также, что более всего соответствует наивысшей легкой подвижности и каждой из ступеней между двумя крайностями» .


Попытаемся «перевести» идеи Хогарта на современный язык. Если рассмотреть пропорции фигур спортсменов, то, по аналогии, можно предположить, что наиболее красивые (полезные) фигуры можно наблюдать у спортсменов-универсалов, т.е. у десятиборцев. Предельные крайности наблюдаются в тех видах спорта, где выполняется только одна специфическая функция. Например, поднятие штанги. Или прыжок в высоту. Очевидно, что штангист не сможет прыгнуть высоко, а прыгун не сможет поднять тяжелую штангу. Очевидно, что природные бионические конструкции адаптируются к воздействиям внешней среды и к условиям существования на основании того или иного образа жизни. При этом формы конструкции, при необходимости, могут достигать, дозволенных природой, крайностей, а где-то между этими крайностями, могут приобретать форму адекватную многокритериальному глобальному экстремуму. По всей видимости, именно эта усредненная, максимально универсально функциональная форма и воспринимается нашим подсознанием как максимально полезная, и, следовательно, эстетически значимая. Значимость красоты биологической формы кроется в ее живучести - это форма организма, победившего смерть. Образно говоря - красота это результат борьбы между жизнью и смертью. Результат успешной борьбы. И, если по Альберту Щвейцеру жизнь священна и достойна только благоговения, то это же должно относиться и к красоте. Если уж постулировать, то наверное так - красота есть священный знак победы жизни над смертью. Более того, кажется волне логичным, что сначала была Жизнь, а уже потом Слово. Жизнь сама по себе это уже чудо, шедевр имеющий абсолютную ценность. Шутку некоторых остряков о том, что смысл жизни состоит в самой жизни, следует признать абсолютной истиной.


Если же перейти от биологических объектов к рукотворным, то, для нас очевидно, что данный метод можно применить для анализа топологически идентичных объектов дизайна и архитектуры. Здесь красивая форма есть результат непостижимого пока поиска глобального экстремума оптимальности. Очевидно, что наиболее опытные дизайнеры могут "просчитать" его в подсознании.


Разумеется, проектирование простейших объектов, выполняющих минимальное количество операций, успешно можно производить без участия субъективных или художественных моментов. Например, оптимальную форму пули или торпеды можно сегодня запросто вычислить с помощью стандартной технологии топологической оптимизации.


Если же проектируется сложный многофункциональный объект, то его форму можно проанализировать только при наличии достаточного числа топологически похожих прототипов. В случае проектирования без прототипов, метод Гальтона не имеет смысла.


Мы полагаем, что апробированный нами метод позволит помочь проектировщикам в подсознательных и мучительных поисках эстетически значимой формы на стадии эскизного проектирования объектов, имеющих прототипы.






И еще одна часть


"Дух творит себе формы"

Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий), хирург.



Попробуем исследовать еще один объект. Это не биологический объект и не объект промдизайна. Это икона.

Подобную работу уже делали специалисты-антропологи по фаюмскому портрету (К АНТРОПОЛОГИИ ФАЮМСКОГО ОАЗИСА I–IV ВЕКОВ НАШЕЙ ЭРЫ. И.В.Перевозчиков, Л.Ю. Шпак, А.С.Шимановская. Вестник Московского университета. Серия XXIII. АНТРОПОЛОГИЯ № 4/2012: 127–133).


Попробуем найти обобщенный образ иконы Спаса Нерукотворного.

В Сети мы собрали 50 изображений икон.





Реперные линии - уровень глаз и уровень губ.


Первые результаты - 5 образов, соединивших в себе по 10 изображений



Общее изображение, суммирующее все 50 исходных изображений



В сером варианте




И, специально для художников, варианты постеризации






Еще для апробации метода возьмем лик Богородицы из иконы "Знамение"


Выбираем в Сети 20 изображений



делаем два суммарных образа, соединяющих по 10 изображений



Делаем один суммарный образ



Переводим суммарный образ в оттенки серого






Попутное примечание - очень напоминает технику сфумато Леонардо да Винчи.




И снова режимы постеризации образа Богородицы для художников









Мы предполагаем, что данный метод позволит получать более качественные, мы бы даже сказали, канонические прориси икон.




Не могли мы пройти мимо модной в наши дни технологии реставрации изображений с помощью ИИ.

На одном из многочисленных сайтов, предлагающих в режиме онлайн сделать такое преобразование, мы получили следующие изображения, которые никак не комментируем.








Святая княгиня Ольга Равноапостольная


Пока выложим только результаты





Сопоставим этот лик с ликом Богородицы из иконы "Знамение"




Совместим оба образа в цвете


постеризация в цвете





Дополнительно мы проанализировали еще образ, вероятно, самой популярной иконы - Татьяны Великомученицы. Собрали в Сети 50 исходников (их выставим позже).

Вот что получилось.


Это пять образов, соединяющих в себе по десять изображений



Это суммарное изображение в цвете




Это суммарное изображение в оттенках серого


Образ Татьяны получился более качественным так как было использовано 50 исходных изображений, а по "Знамению" и "Княгине Ольге" было использовано только по 20 исходных изображений.



Сопоставим все три образа разных икон




И.. посмотрим как выглядит суммарный образ всех трех ликов в цвете



и в оттенках серого




Икона Сербской Богородицы Ангелины. 22 прототипа.

Результат обработки в цвете




в оттенках серого


результаты постеризации




Мы попытались также найти обобщенный образ более сложного по композиции портрета иконы.

С поворотом и наклоном головы.

Взяли образ иконы Архангела Гавриила.

Пока использовали 20 прототипов.


исходники выставим попозже.


Цветной обобщенный образ -



он же в оттенках серого -



Опять же вспоминается техника сфумато и ангел Леонардо да Винчи..


обработка методом векторизации




Проверим, что получится, если взять еще один лик - Будды.

В Сети мы взяли первые попавшиеся 12 изображений (выставим позже) в виде фотографий скульптур.



В результате обработки получаем вот такой образ в цвете



в оттенках серого




и цветные изображения в режиме постеризации





Собрали также 40 изображений из живописи Тханка (Белая и Зелена Тара)


.

В результате получили 4 суммарных портрета по 10 исходных изображений



Общее суммарное изображение в цвете




и в оттенках серого



режим постеризации в векторах




Попробовали мы также сделать обобщенный женский фаюмский портрет по нашей методике (50 прототипов).



Результат обработки 5-х групп по 10 портретов



Суммарный портрет из 50 изображений в цвете



Результат обработки в оттенках серого





Результат в постере








Результат обработки по технологии ИИ




Сравнение результатов совмещенных портретов по разным методикам




ТЕХНОЛОГИЯ РЕКОНСТРУКЦИИ ИЗОБРАЖЕНИЙ С ПОМОЩЬЮ НЕЙРОСЕТЕЙ



Пока очевидно только одно, пропадает ощущение символической отрешенности образа, но этот результат есть тоже результат в научном плане и его тоже нужно изучить.




Образ Спаса цветной



образ Спаса в оттенках серого


Архангел Гавриил в цвете



Архангел Гавриил в оттенках серого




Фаюмский портрет в цвете



Фаюмский портрет в оттенках серого



Будда




Княгиня Ольга в цвет



Княгиня Ольга в оттенках серого



Великомученица Татьяна





Более продвинутая работа с технологией нейросетей (Владимир Никитин) показывает, что они позволяют делать что-то запредельно качественное..















Формирование логики перехода от обобщенного изображения к предельно натуралистическому (нейросети) и затем снова переход с символу через векторную постеризацию




Следующий объект для изучения - икона Ангела Хранителя.

В Сети было скачано 24 исходных изображения.



В результате обработки получено:


два суммарных изображения по 12 исходников


Одно суммарное изображение из 24 исходников



Обработка по технологии нейросетей




результаты постеризации








Часть следующая


Перейдем к портретам обычных людей - попытаемся вывести обобщенный женский профиль из случайной выборки в Сети. Взяли 20 портретов в профиль. Вот, что получилось







С Нефертити сходства маловато



Расширим статистическую выборку для более адекватного исследования

Мы собрали в сети 70 первых попавшихся фотографий



По определенным нами реперным линиям соединили эти 70 изображений и получили обобщенное изображение



Затем с помощью ИИ подкорректировали это изображение



Сделали его более контрастным



сделали постеризацию



и еще одну постеризацию, более плавную




Затем мы попытались провести конкурс красоты профилей. Конкурс имени графини Юсуповой. Мы попытались найти тот реальный профиль, который был бы ближе по очертанию профилю обобщенному.

Результаты графоаналитического анализа показали, что есть три исходных портрета, наиболее близких полученному обобщенному портрету



Конечно же, полной идентичности здесь нет, как по форме, так и по характеру.

Очевидно, что данные конкретные изображения не является идеальным, но, если уж придираться по полной программе, то можно констатировать, что остальные еще хуже.

Для нас оказалось неожиданным, что из портретов персонажей, большинство из которых можно отнести к гламурным дивам, у нас получились образы весьма не гламурные..

Тем не менее, это образы оказались победителями конкурса, максимально лишенного субъективных моментов.

Кроме того, полученный обобщенный образ, по нашему субъективному мнению, получился весьма красивым.

И мы были приятно удивлены, что наши мнения оказались идентичными результатам проведенного сопоставления.

Кстати, когда мы проводили подобный конкурс красоты на лучшую фигуру, то получилась подобная ситуация.


Напрашивается предположение, что данная методика могла бы дать более-менее научное обоснование для рекомендаций в сфере пластический хирургии.

Надо же знать портному, какие лекала следует использовать в качестве эталона.


Пока у нас получились примерные лекала для ортогональных видов лица


Проводим дальнейшее исследование по выявлению эталонного изображения лица в сложном трехчетвертном ракурсе.

Собираем в Сети 60 более-менее подходящих портретов




Фиксируем 6 суммарных портретов по 10 исходных изображенй


Суммарный портрет из 60 исходников





Несмотря на то, что совмещенные портреты в анфас, в профиль и в три четверти были сделаны с совершенно разных женщин, попытаемся сопоставить все три вида вместе



Нейросетевые технологии опять восхищают. Но в них есть некоторый перебор подробных деталей, который превращает почти художественный образ в маску..

Тем не менее, такой подход позволяет получать весьма точные эталонные линии лекал.



Из-за больших помех, вызванных очень разными ракурсами исходных портретов, мы провели фильтрацию портретов, оставив 37 более-менее похожих по ракурсу. Их суммарный портрет получился вот таким



его постер


Как видим, качество изображения получилось более высоким


Соединим все три изображения в один ряд





Осталось сделать следующий шаг - создать объемную модель эталонной головы...




И к Нефертити уже гораздо ближе


По минимализму и лаконичности пластики похоже на Sade Adu


Специально для скульпторов приводим "веер" изображений






Как там говорил великий Роден о своем творческом методе - беру глыбу мрамора и отсекаю от нее все лишнее.



Осталось провести контрольную проверку метода. Некоторые читатели говорили нам о некорректности выбора исходных изображений женских портретов - конечный результат получается эстетически значимым так-как мы выбирали "красивые" исходники.

Сделаем выборку исходных портретов "некрасивых" или, как там по Гоголю, "просто приятных дам" (30 исходников)



посмотрим на три суммарных портрета по 10 исходников





Общий суммарный портрет



сравним его с суммарным портретом, полученным из 70 "красивых" исходников




Полагаем, что если собрать 70 "некрасивых" портретов и сделать из них суммарный портрет, то итог будет идентичным суммарному портрету, полученному из 70 "красивых" исходников.


У нас даже возникло предположение, что если провести эксперимент и попросить 100 детей (или взрослых), не умеющих рисовать, нарисовать "как получится" портрет "из головы" с изображением основных топологических элементов (глаза, нос, губы и т.д), то последующее суммирование этих исходных 100 портретов даст эстетически значимый результат.

В качестве аналогии для данного подхода можно привести воспоминания В.И.Сазонова о пребывании на певческом поле в Эстонии - когда поют одновременно 100 000 человек, получается чистейший звук без всякой фальши.

...

Народные песни всегда хороши. Они отшлифованы миллионами..

...

"Я художник, я так вижу" говорят эпигоны. "Он художник, он видит так, как видят миллионы" говорят о гениях..







Еще материал по иконе Казанской Божией Матери.


Cамые известные иконы Казанской Божьей Матери – это явленная икона, московский и петербургский списки. К сожалению, явленная икона и московский список были утрачены в начале XX века.

Следовательно, самого оригинала нет, а есть только список из Санкт-Петербурга




Икона Свято-Троицкого собора Саратова является одной из самых ранних копий чудотворного оригинала иконы. Она была написан в восемнадцатом веке. Впоследствии она неоднократно перекрашивалась.

Таким образом, исходное изображение (этой копии) было скрыто под несколькими слоями краски. В 2005 году икона была отреставрирована







Для анализа по нашему методу мы взяли в сети 42 исходных изображения. Старались брать только старые иконы.




Получился вот такой суммарный портрет




Видно, что образ младенца Христа едва прочитывается. Для его более четкого "прочтения" мы вновь сложили вместе все 42 исходных изображения, но уже по реперным линиям лика младенца.

Кроме того, мы соединили все исходные изображения для получения боле-менее четкого изображения руки младенца.

После этого мы соединили в единую композицию все эт три элемента. При этом, мы ориентировались на композицию петербургского списка (наклон лика Богородицы, наклон лика младенца, взаимное расположение ликов, масштаб ликов).

Ориентация на питерский список вызвана спецификой его особой ценности из-за композиционной близости оригиналу явленной иконы.

Границы полученного изображения мы определили как примерно тождественные границам питерского списка.

















Конечно, нельзя утверждать, что исходная (явленная) икона была именно такой, но, тем не менее, можно предположить что этот суммарный образ довольно точно соответствует как композиции, так и духу пропавшего оригинала.



Поиск иконы, которая была бы максимально близка обобщенному изображению привел вот к такому результату



Установить точные сведения об этой иконе нам не удалось.




Далее сделаем попытку нарисовать прориси с суммарных изображений..



Вот первая попытка. Она далеко не совершенна в плане графического исполнения (до монахини Иулиани нам очень далеко), но это первый опыт выполнения прориси с суммарного изображения. Здесь нет никакой отсебятины.

Здесь нет никакой индивидуальной особенности. Нет никакого "я так вижу". Зафиксированы только те линии, которые "проявились" на суммарном изображении.




Добавим еще результат обработки 48 изображений иконы Николая Угодника.




Вот итоги обработки






Предложения и замечания по исследованию ждем в секретариате (89139339318@mail.ru)


Работа выполняется при финансовой поддержке Академии дворников и сторожей.

№ гранта 0015-344355628794493348255007


Все права защищены.

Издательский медиахолдинг "Мартышкин труд"




PS


Недавно общался со специалистами в сфере пластической хирургии.

Очень крепко сидит у них в головах гипотеза золотого сечения.


Провел новое исследование. Нашел в сети обобщенные портреты женщин разных стран




Всего представлены данные по 41 стране.


Обобщенный портрет выглядит вот так



он же в сером режиме



Попытался провести некий конкурс красоты -




Получилась некая фокус-группа. Из нее сделал совмещенный портрет -



и в сером варианте



Пока никак не комментирую, а то меня тут недавно обвинили в том, что я занимаюсь евгеникой.






Дата выставления: 18.06.2016
Комменарии:
Пожалуйста, зарегистрируйтесь, чтобы оставлять сообщения. Если вы уже зарегистрированы на этом сайте, просто войдите под своим именем.
Вы вошли на сайт как
Текст сообщения:
Отправить комментарий
ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ НОВОЕ СТАТЬИ АВТОРЫ ФОРУМ РЕСУРСЫ КОНТАКТЫ