{ "styles": [ "/assets/min/min.css" ], "scripts": [ "/assets/min/min.js" ] }
ГЛАВНАЯ
О ПРОЕКТЕ
НОВОЕ
СТАТЬИ
АВТОРЫ
ФОРУМ
РЕСУРСЫ
КОНТАКТЫ
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ГАРМОНИИ И КРАСОТЫ В ПРИРОДЕ И ИССКУСТВЕ
ПРОПОРЦИОНАЛЬНО-МЕТРОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МОРСКОГО СОБОРА В КРОНШТАДТЕ

Доклад для конференции СПБГАСУ 2019


Аннотация:

В работе проводится анализ размеров и пропорций Морского собора в Кронштадте. Выдвигается гипотеза о том, что кирпич являлся мерой и модулем здания. Размеры кирпичной кладки модульно соответствовали размерам сажени и аршина. 7,5 ложков или 15 тычков кладки соответствовали одной сажени, а 2,5 ложка или 5 тычков соответствовали одному аршину. 


Ключевые слова:

архитектор В.А.Косяков, Морской собор в Кронштадте, пропорции, логика архитектурного формообразования, размеры кирпича




Высочайшее качество выполнения кирпичных фасадов Морского собора в Кронштадте является существенным элементом качества его архитектуры в целом. Попытка выявить логику формообразования собора через его пропорции и размеры уже была произведена в нашей работе [1]. Представляет интерес вопрос о соразмерении элементов кирпичной кладки с мерами длины и, соответственно, с пропорциями и общей композицией собора. Размеры кирпича регламентировались «Урочным положением». Длина кирпича (ложок) должна быть равна шести вершкам, а его ширина (тычек) – трем вершкам [2], что метрологически согласовывалось с размерами сажени (48 вершков) и аршина (16 вершков). Однако если посмотреть чертежи В.А.Косякова по формам Морского собора, то можно заметить, что он использует масштабные линейки с делением сажени не на аршины и вершки, а на 10 и 100 частей. Кроме того, он определяет размер стороны подкупольного квадрата равным 11,2 сажени [3]. 

Десятеричное деление сажени выглядит не совсем обычно для В.Косякова. Ранее, описывая процесс проектирования и строительства Киево-Печерского подворья [4], он приводит размер внутренней ширины храма равным 10,16 сажени, что можно трактовать как 10 1/6 сажени и соответственно как 30 ½ аршина или как 488 вершков. Десятеричное деление сажени вероятно связано с некоторыми особенностями переходного периода, связанного с широким наступлением в Европе метрической системы мер и появлением арифмометров, настроенных на десятеричное позиционное исчисление. Так, например, в том же «Урочном положении» указывается, что используемый в Варшаве кирпич имеет размеры 250 х 120 х 65 мм (5 5/8 х 2 11/16 х 1 7/16 вершка). Возникает вопрос, как удавалось В.А.Косякову согласовывать русские меры длины (сажень, аршин, вершок) с десятеричным делением сажени на части? По нашему предположению такое согласование могло быть реализовано с помощью особого выполнения кирпичной кладки. Наши исследования по соразмерению кирпичной кладки с размерами сажени на материале памятников кирпичной архитектуры ряда городов (Санкт-Петербург, Москва, Томск, Новониколаевск, Омск) показывают, что было несколько наиболее распространенных случаев такого соразмерения.

 В первом случае получается, что в размер сажени «укладывается» восемь ложков или 16 тычков. При этом нужно учитывать, восемь шестивершковых кирпичей будут соразмерны длине сажени (48 вершков) только при нулевой толщине швов. Поэтому, сами кирпичи должны иметь размеры меньшие, чем положено по «Урочному положению». В этом случае шести вершкам должен быть равен не сам кирпич, а кирпич по осям швов, т.е. в сумме со швом. Такой прием был документально зафиксирован в служебных записках архитектора К.К.Лыгина [5]. Он пишет, что длину и ширину кирпича следует делать меньше необходимых габаритов на ¼ вершка.

По нашим исследованиям, такое соразмерение кирпичной кладки встречается не только в произведениях К.К.Лыгина в Томске,но и в ряде объектов из других городов. В Санкт-Петербурге такое соразмерение можно найти в доме В.Ф.Штрауса на 2-й линии (архитектор В.А.Шретер) [6] и в храме Спаса на Крови ( архитектор А.Парланд) [7]. В Москве такой прием встречается в здании Московской городской Думы (архитектор Д.Н.Чичагов).  

Второй способ соразмерения основан на приравнивании сажени 7,5 ложков или 15 тычков. Эта соразмерность удобна тем, что с кирпичной кладкой можно соразмерить величину аршина – 2,5 ложка или 5 тычков. Такой способ встречается в большинстве произведениях архитектора А.Д.Крячкова в Новониколаевске (Новосибирске). Любопытно, что такой прием также имеет документальные подтверждения. В архивных материалах Государственного архива Новосибирской области (раздел Ф.Д.-97) можно найти проекты, в которых наружная стена зданий обозначается двояко – как один аршин и как два с половиной кирпича. 

В третьем, зафиксированном нами случае, использовался кирпич размером 25 сантиметров. Такой кирпич встречается в соборе Петра и Павла Петергофа (архитектор Султанов). Этот же кирпич использовался самим В.А.Косяковым при строительстве Подворья в Санкт-Петербурге. Очевидно, что это был импортный кирпич, закупаемый в Европе. По всей видимости, какого-либо точного модульного соразмерения кирпича и сажени не было. 

В кладке Морского собора, по нашему предположению, был использован второй случай соразмерения когда в сажени «укладывалось» 7,5 ложков или 15 тычков. Этим обстоятельством можно объяснить необычный размер подкупольного квадрата в 11,2 сажени. Если перевести этот размер в количество кирпичей, то получим 84 ложка. Рассмотрим также размеры некоторых другие элементы собора, которые оказались доступными нам для измерения. 

Ширина контрфорсов боковых фасадов по наши замерам равна примерно 6,07м. В этом размере «укладывается» 42,5 тычка. Казалось бы, величиной в пол-вершка можно было пренебречь или принять ее за некоторую случайную строительную погрешность. Однако если интерпретировать этот размер как 8,5 аршин (6,045м), то получаем именно 42,5 тычка (рис.1).

Рис.1. Количество тычков на поверхности стены контрфорса бокового фасада (красным цветом обозначены тычки, голубым цветом – трехчетвертные кирпичи


Часть стены между контрфорсом и входным порталом боковым фасада (рис.2) содержит ровно 40 тычков, что соответствует ровно 8 аршинам.

Рис.2. Фрагмент стены между контрфорсом и входным порталом боковым фасада


На западном фасаде ширина выступающего контрфорса оказалась равной 45 тычкам, что соответствует 9 аршинам или трем саженям (рис.3). 


Рис.3. Ширина контрфорса западного фасада равна 45 тычкам. 


От такого, казалось бы, малозначительного занятия как подсчет количества кирпичей можно перейти к попытке понять некоторые элементы логики формообразования собора. 

Прежде всего, исследуем такой размер как ширина бокового фасада по внешним граням контрфорсов. Суммируя составляющие части, получаем «ровный размер в 42 аршина (8,5+8+9+8+8,5), что равно 14 саженям (рис.4).

Рис.4. Интерпретация проектных размеров центральной части бокового фасада



Аналогичный размер по внешним граням стен на западном фасаде равен 10,5 саженям или 31,5 аршинам и содержит 157,5 тычков (рис.5).


Рис.5. Интерпретация проектных размеров центральной части западного фасада



Не случайность приведенных размеров подтверждается их простейшим пропорциональным соотношением 4/3


14/10,5 = 1,333 


Очевидно, что в данном случае мы сталкиваемся с неким ключевым элементом из общей логики архитектурного формообразования собора. 

По обмерным чертежам, любезно предоставленным фирмой «Фотограмметрия», можно заметить, что 14 саженей содержит сторона главного четверика по внешним граням стен. Очевидно, этот размер был одним из самых ключевых проектных размеров. Можно заметить, что этот размер также хорошо соразмеряется с размером подкупольного квадрата 


14 / 11,2 = 1,25 = 5/4


Если эти размеры определить в размерах кирпичей, то получим целочисленное значения – 105 и 84 ложка. Соответственно, разница между величинами внешнего и внутреннего квадрата получается равной 1,4 сажени. Десятеричное деление сажени оправдано технологически именно в том случае, когда в сажени содержится 7,5 ложков или 15 тычков. Размер 1,4 сажени можно «набрать» из 10,5 ложков или из 15 тычков. Размер кирпича в данном случае, косвенно «настроен» на размер 1/10 сажени. Из этого получается целый ряд размерных соответствий:


- 3 / 4 ложка = 1/10 сажени;

- 3 тычка = 2/10 сажени;

- 3 ложка равны 4/10 сажени;

- 2,5 ложка = 5 тычков = 1/3 сажени = 1 аршин;

- 7,5 ложков = 15 тычков = 1 сажень.

Дополнительно косвенно подтвердить данное положение можно при изучении деталей боковых фасадов. Рассмотрим, например, размер в пролете между контрфорсами. По нашим расчетам он равен 25 аршинам. На уровне второго яруса стена делится арками ровно на 5 частей. Исходя из нашей гипотезы, в каждом пролете арки по осям столбиков должно содержаться 25 тычков. Если посмотреть на детальные фотографии этого фрагмента фасада, то можно убедиться, что это именно так и есть (рис.6).  



Рис.6. Пролет декоративной арки бокового фасада содержит 25 тычков, что равно 5 аршинам


Большой интерес представляют также размеры большого круглого окна. На фотографиях и обмерных чертежах можно заметить, что один арочный пролет (5 аршин) соответствует пяти квадратным окошечкам, из которых набрано большое круглое окно (рис.7). Получается, что одно квадратное окно является своеобразным модулем фасада. 


Рис.7. Реконструкция проектных размеров центрального фрагмента бокового фасада


Важно отметить, что композиция элементов интерьера имеет сквозную согласованность с элементами фасадов (рис.8).



Рис.8. Интерпретация соответствия размеров элементов интерьера и экстерьера


Простое модульное соответствие размеров кирпича размерам сажени и аршина, приводит к тому, что сам кирпич можно рассматривать одновременно как меру и модуль элементов фасадов. Такой подход представляется нам оправданным и его можно использовать для дальнейшего, более детального анализа размеров и пропорций Морского собора. Полученные результаты могут дать надежный материал для проведения реконструкций логики формообразования этого выдающегося произведения архитектуры.   


Литература

1. Радзюкевич А.В. Меры и пропорции Морского собора в Кронштадте. Предварительные материалы. Электронный ресурс - http://www.artmatlab.ru/article/0o5r6634O5GS6i6A0H1M95w25WiF1g5421pD44G0/

2. Урочное положение. Пособие при составлении и проверке смет, проектировании и исполнении работ. Н.И. де Рошефор. 1916. 790с.

3. Косяков В.А. Морской собор в Кронштадте 1903-1913. Тип. «Якорь». Б.Болотная. 10. 24 c.

4. Косяков В. А. Постройка храма и переустройство прочих зданий подворья Киево-Печерской лавры в С.-Петербурге. — СПб.: тип. А.С. Суворина, 1900. — [4], 82 с.

5. Романова Л.С. Творчество архитектора Константина Лыгина в Томске : (по материалам фонда К. К. Лыгина в Томском областном краеведческом музее) — Томск : Д-Принт, 2004. — 193 с. : ил. ; 30 см.

6. Ешакина А.А., Радзюкевич. Метрологические особенности кирпичного фасада доходного дома Штрауса(арх. В.А. Шретер, И.С. Китнер). Электронный ресурс - http://www.cathedral.ru/_kafedra_xii_

7. Радзюкевич А.В. Храм Спаса на Крови. К вопросу об архитектурных аспектах русской метрологии. Электронный ресурс - 

http://www.artmatlab.ru/article/513w2F52X1gq1Dv6GBJ8474fjl3Qn4m45n15A2wc/






Дата выставления: 4.03.2018
Комменарии:
Пожалуйста, зарегистрируйтесь, чтобы оставлять сообщения. Если вы уже зарегистрированы на этом сайте, просто войдите под своим именем.
Вы вошли на сайт как
Текст сообщения:
Отправить комментарий
ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ НОВОЕ СТАТЬИ АВТОРЫ ФОРУМ РЕСУРСЫ КОНТАКТЫ